Хотя я именно на этом форуме и новичок, но далеко не новичок на других приусфорумах... но и тут все как везде...
В общем будет очень много букФ...
Для начала опять 25... ликбез, возвращение к корням и сути вопроса, без этого никакого понимания достичь не возможно.
И так, перво наперво нужно четко представлять что же за циферки написаны в обозначении масла, ну например 5W-30... В данном случае это вязкость автомасла по SAE, где:
5W - это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35ºС (т.е. от цифры перед W нужно вычесть 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при котором масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.
Если от той же цифры вычесть 35, то получим (в данном случае это -30ºС) минимальную температуру "проворачиваемости" двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становиться гуще и стартеру (правда которого у нас на Приусе нет), становиться все сложнее провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому лучше при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя авто.
Все... больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не обозначает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если вы живете в регионе, где температура воздуха редко опускается ниже -20ºС - то Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке.
Гораздо интересней именно второе число в обозначении после W - это высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100 - 150ºС. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких (рабочих) температурах. Хорошо это или плохо именно для Вашего мотора - знает только производитель автомобиля (мотора).
Т.е. если при выборе масла по первой часть 0W, 5W, 10W выбор ложиться на откуп самому покупателю, лучше знающему в каких климатических условиях будет эксплуатироваться авто, то вот второй показатель, после W - это табу и тут при покупке масла нужно строго ориентироваться на рекомендации производителя.
Все приведенное выше написано по материалам сайта
http://avtomaslo.info,
Для желающих ознакомиться с таблицей параметров значений вязкости по SAE можно тут -
http://avtomaslo.info/vyazkost-masla/tablitsa-znacheniy-vyazkosti.htmlОстается добавить и заострить внимание, что когда многие пишут что при выборе масла нужно исходить из реальных климатических условий, то они и правы и нет, потому как правы они в отношении первой половины в обозначении масла по SAE, значении перед W, т.е. в отношении низкотемпературной вязкости, требования к которой действительно могут сильно разница из-за климатических условий, например центральная Африка и заполярный круг...
А вот что касается второго значения, что после W, то когда кто то начинает пытаться увязывать зависимость этого числа от климата, то не понимает, что тем самым выдает свою полную неосведомленность по сути вопроса... Господа, у исправного прогретого двигателя рабочая температура всегда будет одна и та же что в центральной Африке что за полярным кругом, а именно расчетная, т.е. заложенная производителем и от климатических условий будет зависеть только время достижения двигателем оной.
Что же касается выбора значения, то оно закладывается производителем еще на стадии проектирования. Точней инженерами просчитывается значение масленого клина в подшипниках, диаметр масляных каналов, производительность масляного насоса, который при работе обязан создавать определенное давление, ну и т.д., думаю перечислять все не имеет смысла... В общем исходя из всех этих ограничений происходит увязка конструктива двигателя и требований к моторному маслу. После воплощения двигателя в металле, происходят стендовые испытания и доводка двигателя, тогда же уточняют и некий диапазон требований к моторному маслу, на основании чего производитель потом и "рисует" допуски в инструкции.
В общем, когда кто то пытается "на основании своего многолетнего опыта" давать вам "компетентные" советы... лучше поостеречься, впрочем если у данного человека есть хим. лаборатория способная производить детальный анализ состава моторного масла в совокупности с конструкторской документацией конкретного двс и испытательным стендом аналогичном тому на котором Тойота проводит свои испытания двс, то да... такому советчику можно довериться. Ну а если нет... то руководство пользователя Вам в помощь...
Далее... касаемо так называемого износа. В общем разводить тут еще большее количество "много букФ" уже не хотелось бы... Но вывод один - чем больше возраст двс, тем большее значение после W ему не помешает, НО.... в рамках рекомендаций производителем. Откуда такие выводы... см. тут -
http://avtomaslo.info/vyazkost-motornogo-masla/index.phpНа мой взгляд там все достаточно подробно разжевано...
ЗЫ и вообще еще раз рекомендовал бы данный сайт (и это не реклама)
http://avtomaslo.info к прочтению прежде чем углубляться в тему выбора масел, на мой взгляд после прочтений его материалов многие вопросы отпадут сами собой...