На мой взгляд. Если ДВС авто развивает максимальную мощность, то пропускная способность фильтра достаточна. Максимальную мощность можно проверить несколькими способами. Оценка разгона, подъём в гору - это надо иметь настроенный попомер.

Самое доступное (и одновременно опасное) для нас на максимальную скорость. Когда мощность ДВС используется по максимуму (по лету я использую этот метод чтобы проверить все системы разом).
Можно на стенде или проверка производительности при рабочем давлении. Последние требуют наличие оборудования.
Ещё есть способ - замена фильтра превинтивно. Но как показывает практика соклубников (и не только), замена топливного фильтра не требуется при всём сроке эксплуатации если не заправляться кАкой. А если заправлятся где попало, то потребность может возникнуть после одной неудачной.
Как ты понял пропускать лишние гадости из-за старения он не будет со временем. Затупы то есть, то нет из-за фильтра не будут. Если только не содержание воды в топливе (состояние фильтра при этом не причём). Расход из-за забитости фильтра тоже не должен возрасти. За соотношением смеси строго следит ЭБУ по датчикам.
Такое вот ИМХО.