Автор Тема: Термокомпенсация АКБ PRIUS 20  (Прочитано 34854 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
Все мы знаем что зимой аккумулятор 12В (АКБ) наших Приусов зимой как и на других авто испытывает дефицит в заряде. Ситуация усугубляется расположением АКБ в заднем крыле. Прошлой осенью приобрёл новый АКБ и термокейс с подогревом. Эффективность последнего оценить сложно. Прошлую зиму пользовал автономный отопитель Бинар-5-компакт в режиме прогрев перед запуском при температуре ниже -20 С, нагрев до 0 С, далее запуск ДВС (благо настройки сигналки позволяют это сделать автоматом). При моих коротких поездках прошлой зимой ни разу не пришлось заносить домой и заряжать АКБ. Это скорее заслуга нового АКБ нежели термокейса.
Этой осенью зима толком ещё не настала (не ниже -10), а я вижу по состоянию АКБ заряда маловато. Напряжение за пару дней стоянки просаживается ниже 12В. Из допов в дежурном режиме сигналка и автономный отопитель. Проверка АКБ разрядом лампочкой показала остаточный заряд около 25%. Плотность электролита 1,16.

В теории при отрицательных температурах требуется разное напряжение для полноценного заряда АКБ.

Кто не в курсе такое регулирование называется термокомпенсацией заряда АКБ. Полнее ознакомится с теорией можно например здесь.

На других авто есть возможность установки трёхуровневого регулятора напряжения (РН) промышленного производства. Смысл его в ручном переключении напряжения выхода с генератора.
Цитировать
Уровень «минимум» - 13,6 Вольта для эксплуатации автомобиля при температурах воздуха свыше +20 ºС, затяжных подъемах и др.;
Уровень «норма» - 14,2 Вольта для эксплуатации автомобилей в температурном режиме 0 ºС - +20 ºС;
Уровень «максимум» - 14,7 Вольта для эксплуатации автомобилей при отрицательных температурах воздуха
Существуют также автоматизизированные РН, меняющие выходное напряжение генератора в зависимости от температуры окружающей среды.
Также возможна реализация на паре диодов и тумблеров.
Когда владел жигулями имел 3-х уровневый РН, проблем с зарядкой зимой в авто не испытывал. Отзывы по ним положительные.
Но то что годится для обычных авто не подходит нам. У нас нет генератора 12В. Задумывался об идее переделки настроек в конверторе. Но из-за сложности затеи отметал её.

Чтение описания работы конвертора в одной из ошибок P0A09, а именно фраза
Цитировать
The DC/DC converter controls the output voltage in order to keep a constant voltage at the terminals of the auxiliary battery.
Преобразователь DC / DC управляет выходное напряжение для того, чтобы сохранить постоянное напряжение на клеммах вспомогательной батареи.
подвинуло на задумку - что если обмануть конвертор?

На "красном набалдашнике" плюсовой клеммы АКБ имеется два предохранителя 120А и 5А. Как оказалось тот что 5А идёт на контроль напряжения на АКБ в конвертор. У диодов есть особенность - падение напряжения 0,6-0,7В постоянно в независимости от протекаемого тока при прямом включении.
Разобрал запасной предохранитель формата мини (почему-то родной такой в отличие от остальных в панели и под капотом)

, отрезал плавкую вставку, подпаял диод Д202 (его номинал как раз 5А)

 установил, завёл.
В итоге при запуске напряжение бортовой сети получилось 14,5В!!! (было 13,9В) Через пару минут упало до 14,4В (было 13,8В) и не меняется при включении всех приборов. За исключением обогрева заднего стекла (проседает до 14,3В). Т.е. поменялось на +0,6В.
За полчаса никаких ощибок не вылезло.
В общем я доволен. Надеюсь проблема зимней зарядки ушла надолго! Можно попробовать доработать установкой 1-2 дополнительных диодов увеличивая напряжение +0,6В с каждым диодом. Если всё пойдёт успешно планирую установку автоматизированого регулятора напряжения по t АКБ.

Фотку сделал всего одну.


Спасибо за прочтение. Надеюсь многим будет полезно.

P.S. Тему назвал Приус 20, т.к. схему других гибридных авто не изучал. Вероятно подойдёт и для других гибридов.

Оффлайн tdn

  • Ветеран
  • Сообщений: 1064
  • Репутация: +67/-0
  • Пол: Мужской
  • ZWV30 Европа, графит.
    • Просмотр профиля
  • Город: Сургут
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 42
  • -> Вас поблагодарили: 138
Для 30-ки это не актуально, у нас и так напруга в районе 14.4, правда она еще зависит от температуры воздуха возле АКБ.

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
Для 30-ки это не актуально, у нас и так напруга в районе 14.4, правда она еще зависит от температуры воздуха возле АКБ.
Если руководствоваться графиком (и ему подобных), то актуально.

Т.е. в 30-ках небольшая недокомпенсация.  :)
И температуру лучше брать непосредственно с АКБ.
Планирую раздвинуть диапазон напряжений.

Оффлайн artemkaftf

  • Пользователь
  • Сообщений: 74
  • Репутация: +30/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: prius
  • Город: tomsk
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 7
  • -> Вас поблагодарили: 29
Цитировать
Разобрал запасной предохранитель формата мини (почему-то родной такой в отличие от остальных в панели и под капотом)

я правильно понимаю: есть три размера вышеупомянутого типа предохранителей: обычные, мини и микро.
микро у нас в блоке предохранителей под рулевой колонкой.
здесь был куплен предохранитель формата мини (потому что на красном набалдажнике такой), затем модернизирован диодом д202 и установлен вместо штатного.
в волге у меня были намного больше предохранители - тот в моем понимании "обычный".

Все верно?

уточняю, потому что смущают эти два слова "запасной" - а вдруг запасной где-то в другом месте, мини сравнивается с другими неуточненными форматами.
« Последнее редактирование: 13 ноя 2015, 08:49:45 от artemkaftf »

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
я правильно понимаю: есть три размера вышеупомянутого типа предохранителей: обычные, мини и микро.
микро у нас в блоке предохранителей под рулевой колонкой.
здесь был куплен предохранитель формата мини (потому что на красном набалдажнике такой), затем модернизирован диодом д202 и установлен вместо штатного.
в волге у меня были намного больше предохранители - тот в моем понимании "обычный".

Все верно?

уточняю, потому что смущают эти два слова "запасной" - а вдруг запасной где-то в другом месте, мини сравнивается с другими неуточненными форматами.
Уточняю.
- Обычные предохранители стандарт, которые ты имеешь ввиду. Такие в Приусе не используются:


- предохранители, используемые под капотом (в основном) и в панели (под рулём) микро


- единственный предохранитель в Приусе в набалдашнике плюсовой клеммы АКБ (окромя 120А) формата мини


Запасной имелся в виду в запасе у меня (не запасные в свободных раъёмах авто), купленный взаранее для этих целей.

Кстати, из разобранного предохранителя лично мне пригодились только его ножки. Т.к. целиком сборка с корпусом не хотела помещаться в гнездо из-за толщины проводков к диоду.

P.s. Попутно узнал что в гнёзда для микро предохранителей подходят мини. Только шляпка торчит немножко. Что не даёт надеть крышку салонного блока предохранителе. Под капотом нормально.

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
Добавил второй диод по схеме ступенчатого регулирования:


Вопреки ожиданиям напряжение возросло +0,4В. Возможно есть ограничитель напряжения.
Фактическое напряжение замерено мультиметром непосредственно на АКБ:
-без диодов 13,9В
-с одним диодом 14,5В
-с двумя диодами 14,9В.

Брелок а/с занижает или в точке подключения имеет разницу -0,1В.

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
 У нас как раз лёгкий морозец, около -20, держится стабильно 5 дней. Если раньше при коротких поездках АКБ скорее разряжался, чем заряжался, то теперь наоборот. Причём намеренно перед запуском прогонял отопитель. Раньше напряжение АКБ выдавало после нескольких часов стоянки ~12,2В, теперь стабильно 12,7В.
Продолжаю наблюдение.

Оффлайн artemkaftf

  • Пользователь
  • Сообщений: 74
  • Репутация: +30/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: prius
  • Город: tomsk
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 7
  • -> Вас поблагодарили: 29
Пока как-то так  :) Потом залью термоклеем чтобы ничего не болталось.
Жаль что не нашел ничего нормального из микропереключателей на 5А.
Тут логика такая, что когда ключ зажат - работают 1-2 контакты, если разомкнут 1-3 (начиная от начала ключа, на фотографии оба ключа разомкнуты ).  То есть мне надо еще чего-то заколхозить чтобы ключ был закрыт  :-\

Завтра найду специальный box для предохранителя. Предохранитель на вход врезать или на выход (или без разницы)?
И на дроме помню ты мне писал что плюс в посадочном месте предохранителя на набалдашнике со стороны заднего бампера?

« Последнее редактирование: 21 ноя 2015, 18:40:16 от artemkaftf »

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
Решил капитально заняться?  :) Мои уважения. У меня сейчас всё на весу и изоленте. Пока что экспериментирую. По большей части поэтому нет фоток.
Ох и наворотил же ты в своей коробочке. Надо было проще. Я ж схему выкладывал.

К каждому выключателю идёт 2 провода. Зачем ты усложнил непонятно. Тебе нужно использовать один контакт каждого выключателя.
Из коробочки должно выходить 2 проводка (куда собрался 3-й пихать?).
Предохранитель должен стоять со стороны АКБ.
(+) контакт в гнезде предохранителя находится со стороны багажника, со стороны крыла уходит в конвертор.

p.s. Фоты позабавили. Решил показать навороченный инструмент, смартфон, спорт-инвертарь и крутые тапочки?  ;D

Оффлайн artemkaftf

  • Пользователь
  • Сообщений: 74
  • Репутация: +30/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: prius
  • Город: tomsk
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 7
  • -> Вас поблагодарили: 29
я эту схему вижу именно так. выходят три потому что я не обжал два черных(выход) в один: ведь выход может идти либо через открытые ключи по диодам, либо через закрытые по самим ключам в обход диодов неужели я собрал её неправильно  :(
как собрать иначе даже в голове не укладывается

вар1 - работают два диода (1-2 контакты ключей)
вар2 - ток бежит по самим ключам в обход диодов по 1-3 контактам
вар3 - работает один диод через 1-2 контакты ключа№1, и проходит по 1-3 контакту ключа№2 в обход второго диода


p.s у го про широкий угол. показать хотел только необходимый инструмент, а инвентарь убирать ради фотки нелогично) смартфон привязан по вафле к камере -показывает какой кадр будет  8)
« Последнее редактирование: 22 ноя 2015, 06:40:12 от artemkaftf »

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
В каждом выключателе задействован только один контакт (1-2).
Вот пытался на понятном тебе языке изобразить.  :)
Синие - соединительные провода. Красный и чёрный выходы с коробочки.

Оффлайн artemkaftf

  • Пользователь
  • Сообщений: 74
  • Репутация: +30/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: prius
  • Город: tomsk
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 7
  • -> Вас поблагодарили: 29
все понятно)
микропереключателей двухконтактных на 5А не смог найти в двух больших магазинах. потому взял два трёхконтактных и сделал сей "шедевр". в любом случае щас проверил мультиметром - добился повышения напряжения на 0,45V и на 0,86V - значит собрал хоть и по-другому,но все верно. подключать буду к следующим выходным.
на улице -15, 1,5 суток стоит авто. щас сигналка кажет 11,98V  , тк  два дня назад опять плафон забыл выключить и часа три он горел пока не стемнело и не был замечен, хорошо что на светодиодный заменил год назад

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
Зачем тебе двухконтактный? Контакты должны работать раздельно.
У тебя должно получится три варианта:
1. без термокомпенсации (оба выключателя включены и шунтируют диоды)
2. +0,45 (включен любой из выключателей, ток идёт через один диод)
3. +0,86 (оба выключателя отключены, ток идёт через 2 диода)

Также не желателен разрыв цепочки во время переключения (иначе надо будет отключать зажигание)

p.s. И всё же, куда третий провод с коробочки подключил? :)
Пойду поизучаю твой шедевр. Бегло чёт не вкурю. :)
У нас -20...-25. Занимался подключением в -10.

Оффлайн artemkaftf

  • Пользователь
  • Сообщений: 74
  • Репутация: +30/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: prius
  • Город: tomsk
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 7
  • -> Вас поблагодарили: 29
у нас ничем не отличаются схемы кроме количества контактов/лапок (или как они правильно называются...) на ключе. зря  прогуливал пары по электротехнике  :D  с двумя контактами/лапками  в магазине ничего не было ил 5ти амперных

Цитировать
выходят три потому что я не обжал два черных(выход) в один: ведь выход может идти либо через открытые ключи по диодам, либо по самим ключам в обход диодов

потому три провода: вход, выход1, выход2. обожму и будет два провода

логика работает в трёх режимах так как описано тобой)  присмотрись внимательно в три последних миниатюры я маркером все режимы описал

« Последнее редактирование: 22 ноя 2015, 15:16:30 от artemkaftf »

Оффлайн rusmax

  • Ветеран
  • Сообщений: 3120
  • Репутация: +595/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Prius 20 Швед
  • Город: Нижневартовск
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 640
  • -> Вас поблагодарили: 592
  с двумя контактами/лапками  в магазине ничего не было ил 5ти амперных
Если не обращать внимание на 3-й контакт/лапку, то он становится двулапым.  ;)