Автор Тема: История возникновения концепции гибридного автомобиля  (Прочитано 9750 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн misha_gmb

  • Contra spem spero
  • Отцы-основатели
  • Ветеран
  • Сообщений: 2720
  • Репутация: +409/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Авто: Maroon Sly
  • Город: Москва-Севастополь
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 828
  • -> Вас поблагодарили: 840
Многим кажется странным, что в 2010 году откуда-то появилась малоизвестная фирма "Яровит Моторс" с идеей недорогого городского авто, да ещё с нетрадиционной гибридной схемой на суперконденсаторах (ионисторах).
На самом деле во всём мире уже давно разрабатывают альтернативу традиционным автомобилям - не только электромобили, но и гибриды - как параллельной схемы, так и последовательной, как и у ё-мобиля, схемы, только без суперконденсаторов.
И всё же, откуда взялась идея использовать в авто суперконденсаторы вместо аккумуляторов ?
Чтобы разобраться в этом, нужно вернуться в далёкий 1987 год, в не менее далёкий Советский Союз.
Пролог.
В 1987 году в журнале  "Изобретатель и рационализатор" (http://www.y10k.ru/books/detail1182885.html) (советский журнал о новых разработках и изобретениях, дальше ИР) появилась статья о группе инженеров Московского Автомоторного института, которая изобрела способ облегчения запуска автомобильного двигателя при помощи батареи конденсаторов, включённой между аккумулятором и стартером.
Оказывается, для того, чтобы раскрутить двигатель достаточно энергии, содержащейся в батарейке от карманного фонарика. Тогда почему же для этих целей используют огромный автомобильный аккумулятор ? Дело в том, что никакие электрохимические аккумуляторы и батарейки в принципе не способны выплеснуть сразу всю свою накопленную энергию - мешает их большое внутреннее сопротивление. Но вот конденсаторы лишены такого недостатка - они могут быстро как накапливать, так и отдавать энергию.
Конденсатор, включённый между аккумулятором и стартером, как раз и может накопить энергию даже от "полудохлого" аккумулятора и сконцентрированно выплеснуть её для работы стартера, что и было реализовано.
Как развитие идеи разработчиками высказывалась мысль даже о ненужности аккумулятора, раз конденсаторы сами могут запасать энергию от автомобильного генератора.
Рождение идеи.
Однажды вечером, один из изобретателей Вячеслав Хортов, решил проверить, разряжен ли блок конденсаторов после проведённых опытов с конденсаторным пуском "Москвича". При включении зажигания оказалось, что автомобиль стоял "на скорости". "Москвич" рванул с места и, проехав пару метров, врезался в другую машину, стоявшую впереди. Причём он именно рванул, а не тихонько проехал.
Это, казалось бы небольшое недоразумение, заставило задуматься изобретателя и привело к идее о возможности использования конденсаторы не только для запуска стартера, но и в качестве источника энергии для движения автомобиля.
Первое, что приходит в голову - это сделать электромобиль на конденсаторах, чем коллектив разработчиков и занялся. Но его заряда вряд ли хватит для сколько-нибудь серьёзного расстояния и потребуется его частая подзарядка.
Многих наверное удивит тот факт, что для того, чтобы поддерживать скорость езды со скорость 60 км/час достаточно мощности всего лишь 5-10л.с. А вот для того, чтобы ехать со скоростью 100 км/ч нужно уже порядка 100 л.с. - сказывается сопротивление воздуха. Очевидно, что для быстрого разгона автомобиля и езды со скоростями выше 60 км/час мощности 5-10 л.с. явно не хватит.
Поэтому Хортов с единомышленниками предложил невероятное для того времени решение - гибридный автомобиль с ДВС относительно небольшой мощности, для быстрого разгона которого и рекуперации при торможении  используется батарея конденсаторов большой ёмкости.
Как его назвали в  ИР в 1999 году (http://www.y10k.ru/books/detail707790.html) - "некая комбинация электромобиля и автомобиля с ДВС" :) .
Схема такого гибрида была опубликована Хортовым в журнале для детского творчества "Юный техник" в 1990 году (http://beintaid.ucoz.ru/news/ionistor/2009-11-07-93).

Видно, что для упрощения конструкции за счёт отказа от редуктора и дифференциала  авторы применили 4 мотор-колёса.
Большим препятствием для воплощения идеи стала небольшая удельная ёмкость конденсаторов. Обычные советские конденсаторы мало подходили для такого применения, но авторам с большим трудом удалось раздобыть дорогие и дефицитные тогда японские ионисторы.
Авторами разработки в 1991 году (http://boni2.narod.ru/raznoe/avto_2.htm) был изготовлен действующий лабораторный образец гибридного автомобиля массой 300кг с ДВС мощностью 1 л.с. и мощностью тягового двигателя и генератора 500 Вт, причём масса конденсаторов составляла 5-10 кг.

Это всего лишь один из примеров разработок инженеров советской "школы", обогнавших своё время на десятилетия вперёд.
Как писал ИР в 1989 году - у нас есть шанс удивить весь мир. Прошло уже более 20 лет и у нас повторилась возможность удивить мир воплощением этой идеи с применением новейших материалов, концепций и технологий !